Родительское собрание в МБОУ «Новокулундинская СОШ» 6-11 классы
Блок 1: Мотивационный
Приветствие педагога
Слово педагога: Добрый день! Рад(-а) приветствовать вас на родительском собрании. Вот уже второй год в рамках внеурочной деятельности проводятся занятия по профориентации.
Занятия будут проходить раз в неделю по четвергам. И сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать больше об этих занятиях и их целях. Наши занятия помогут сформировать у ребят верное представление об отраслях и профессиях, ведь здесь существует множество мифов. Иногда мы искренне в них убеждены и передаём эти убеждения нашим детям. А это может помешать им выбрать действительно правильный вектор профессионального развития.
Предлагаю посмотреть видеоролик на эту тему. Внимание на экран.
Видеоролик «Мифы и реальность рынка труда»
Текст видеоролика:
Современный мир подарил нам много возможностей. Мы быстро узнаём новости из разных регионов страны, легко можем позвонить другу из другого города и оформить туда доставку.
Кажется, что нужную информацию можно получить за несколько минут. Такая лёгкость заставляет нас думать, что мы хорошо разбираемся во многих вопросах. Так рождаются мифы — в том числе и о профессиях. В каждом поколении появляются направления, которые кажутся самыми востребованными. Это приводит к тому, что рынок труда перенасыщается специалистами той или иной профессии. Предложение превышает спрос, и впоследствии многие люди с таким образованием работают не по специальности.
Но и сегодня рынок труда полон разных мифов. Как вы ответите на вопрос: где требуются хорошие программисты? Если в голову сразу пришёл вариант, что они нужны в крупных российских IT-компаниях, то вы столкнулись с первым и далеко не единственным мифом о рынке труда. Да, эти организации действительно на слуху. Но освоение космоса не обходится без сенсоров и алгоритмов моделирования траектории движения. Медицина не
развивается без новых технологий. Даже в аграрно-промышленном комплексе нужны программисты. О подобных организациях говорят меньше, но и в них бывает спрос не только на программистов, но и на другие профессии намного больше.
Ещё один распространённый миф: хорошую работу нельзя получить без высшего образования. Это далеко не так! Верхние строчки хит-парада самых востребованных в стране профессий занимают аппаратчики, бетонщики, машинисты и повара! Эти специальности можно получить в колледжах.
Миф номер три: гуманитарию сложнее найти работу, чем технарю. Этот миф давно покрылся слоем пыли — настолько он стар. В нём скрыто сразу два больших заблуждения. Мир давно не делится на технарей и гуманитариев. Сегодня специалистам требуются знания, относящиеся ко многим направлениям. Профессии, которые появились недавно, и вовсе называются междисциплинарными или межотраслевыми. Проектировщик медицинских роботов, биоинформатик, цифровой лингвист. Это лишь маленькая часть большого списка новых профессий, которые объединяют гуманитарные и точные науки.
Четвёртый миф: нужно выбирать надёжную профессию, одну на всю жизнь. Пускай сейчас в классе поднимут руки те родители, которые всю жизнь работают по профессии, полученной сразу после школы? Которые не осваивали новые или смежные отрасли? Не меняли специализацию? По прогнозам наши дети на протяжении жизни могут менять профессиональную деятельность более 10 раз — и это будет нормой. Ведь мир развивается с такой скоростью, что новые профессии появляются каждый год. А как получить образование по профессии, которой ещё не существует?
И, наконец, миф номер пять: за хорошим образованием и карьерой нужно ехать в столицу. Уже сегодня видна тенденция, которая говорит об обратном. Сначала пандемия показала работодателям, что часть персонала может справиться со своими задачами удалённо, а значит, из любой точки страны. А страна сегодня нацелена на формирование полного технологического суверенитета. Это значит, что технологии и производства в самых разных отраслях развиваются по всей стране. В регионах открываются новые экономические направления и масштабные производства, а значит — появляются десятки тысяч новых вакансий.
Представьте, сколько ещё мифов и заблуждений существует. Но знать, как реально обстоят дела на рынке труда, мыслить критически и оценивать свои перспективы — можно. И эту задачу решает профориентация.
Слово педагога: Профориентационные занятия будут проходить в рамках Единой модели профориентации (ЕМП). Эта программа реализуется в школах второй год и уже успела
показать отличные результаты. Все обучающиеся, начиная с 6-го класса, знакомятся с отраслями и профессиями, проходят профориентационные диагностики и получают различные инструменты, которые позволят им сделать осознанный выбор будущей профессии.
Скоро вашим детям предстоит определиться с будущей профессией. Буквально вчера вы вели их в первый класс, а сегодня они уже ученики старшей школы. До конца школьного обучения важно успеть подготовить их к сложному выбору. И самим тоже быть к нему готовыми.
Мир стремительно развивается. Появляются задачи, которые требуют новых решений. Появляются новые профессии, и рынок труда постоянно развивается. Поэтому нам важно вкладывать в подрастающее поколение не только профессиональные ценности, проверенные временем, но и актуальные знания. И это задача профориентации. Зная всю палитру профессий и особенности каждого направления, можно найти именно то, в котором человек станет востребован и реализован. В этом учебном году ученикам старшей школы будет рассказано о разных профессиональных и образовательных возможностях, которые у них есть. Вам тоже важно о них знать и в них разбираться. Но на этом пути нужны проводники.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть интересный видеоролик о своевременной профориентации.
Видеоролик для родителей
Текст видеоролика:
Мы, родители, желаем детям самого лучшего, в том числе и на профессиональном пути. Но насколько мы сами осведомлены? Мы мыслим актуальными или устаревшими представлениями о «хороших» профессиях? Можем ли мы сами сегодня на 100% согласиться с подходом наших родителей в вопросах профориентации? И можем ли мы действительно помочь своим детям, если даже не всегда понимаем слова, которые они произносят, и темы, которые они обсуждают? Какова наша роль в профориентации и как нам поддержать наших детей?
Так много вопросов… Но и ответы на них тоже есть. Единая модель профориентации объединяет государство, работодателей, образовательные учреждения и, конечно, родителей ради общей цели — позволить школьникам осознанно строить свой индивидуальный образовательный и профессиональный маршрут.
С 1 сентября 2023 года Единая модель профориентации внедряется во всех школах во всех регионах Российской Федерации. И в этом году работа активно продолжается. Главная задача — обеспечить всех ребят нашей страны равным доступом к качественной
современной системе профориентации.
Профориентация в этой модели реализуется по разным направлениям: беседы о профессиях на разных уроках, в том числе труд (технология), курс «Россия — мои горизонты» и специальные родительские собрания проводятся во всех классах. А для многих школ доступны также посещения предприятий, мастер-классы, профпробы. В Единой модели профориентации учитывается дополнительное образование, получение школьниками первой профессии (с 8-го класса и позже), работа профильных предпрофессиональных классов.
В основу курса лёг опыт реализации всероссийского профориентационного проекта «Билет в будущее». Так, например, в рамках внеурочной деятельности проходят еженедельные профориентационные занятия, получившие название «Россия — мои горизонты».
Всесторонняя подготовка, разработанная с учётом потребностей школьников разных возрастов, снизит стресс, который испытывают школьники и их родители, когда приходит время решать, куда поступать. Профориентация поможет ученикам узнать о разных сферах деятельности и попробовать свои силы в них, подчеркнёт особенности работы в разных отраслях, расскажет о плюсах и минусах разных видов профессионального образования и какие дополнительные возможности есть у каждого школьника страны.
Достичь такого результата можно только всем вместе. Совместные усилия педагогов, государства, работодателей и вас, дорогие родители, — самых важных и близких людей в жизни сегодняшних школьников, помогут сложить полноценную картину. Государство организовывает дополнительные кружки и занятия, а также возможность посещать профессиональные пробы на разных предприятиях. Многие работодатели также ведут активную профориентационную деятельность, проводят экскурсии и дни открытых дверей, ведут свои кружки и активно участвуют в создании профориентационных занятий и профильных классов для школ. Педагоги проходят обучение по программе повышения квалификации и еженедельно проводят увлекательные занятия. Но самая важная деталь в профориентации, дорогие родители, — ваша. Ведь именно вы являетесь путеводной звездой для своих детей. Ваша поддержка, интерес и вовлечённость помогут ребятам достичь цели и найти путь к своему счастливому профессиональному будущему.
Обсуждение в классе
Возрастные задачи. Как строить диалог с ребёнком
Слово педагога: Полная картина профориентации сложится только при нашей совместной работе — педагога в школе и вашей дома. Потому что мы все заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок нашел интересную для него работу. Конечно, можно резонно сказать, что в интернете много тестов на профориентацию. Зачем проводить дополнительные занятия
каждую неделю и нагружать детей? Но эти тесты — лишь один из инструментов. Наша задача
— показать все возможности. Ваши дети стали учениками старшей школы, и уже скоро им нужно будет определиться с будущей профессией. Необходима своевременная профориентация, которая поможет им подготовиться к профессиональному самоопределению. К слову, знаете ли вы разницу между готовностью к профессиональному самоопределению и выбором профессии?
Ответы родителей.
Слово педагога: Если просто выбирать профессию и не учитывать (а может, и просто не знать) свои интересы, цели, умения и личные качества, то можно выбрать профессию, которая просто тебе знакома. Однако зачастую это неосознанный выбор — даже, скорее, вынужденный, поскольку пришло время выбирать. Готовность к профессиональному самоопределению — это понимание сильных и слабых сторон, своих интересов, желаний, возможностей и ограничений. На профориентационных занятиях мы не даём точных ответов, кем ребёнку лучше стать. Мы направляем его в форме открытого диалога и предлагаем индивидуальный подход. Точно так же можете действовать и вы, дорогие родители.
Разговаривайте с детьми, узнавайте, какие мысли их посещают в ходе нашей профориентационной работы и делитесь своими мыслями и опытом. Не давите и не настаивайте, будьте в диалоге. Кстати, как вы думаете, как построить этот диалог? С чего начать?
Ответы родителей.
Слово педагога: А что могут родитель и ребёнок делать вместе, чтобы это помогло в профориентации?
Ответы родителей.
Слово педагога: Как вы считаете, что с точки зрения профориентации особенно важно для учеников старшей школы?
Ответы родителей.
Слово педагога: Как ещё родитель может помочь?
Ответы родителей.
Слово педагога: А теперь давайте узнаем, какие советы дают специалисты по профориентации?
Как построить диалог с ребёнком о профориентации?
В этом возрасте учащиеся определяются с выбором профессионального направления и учебного заведения. Они задумываются над способом подготовки к поступлению в вуз/колледж, их интересуют этические аспекты будущей трудовой жизни.
Родители могут помочь ребёнку совместным поиском необходимой информации о поступлении. Стоит вместе обсудить, что он может сделать уже сейчас, чтобы ему легче
попасть в профессию, а также проанализировать, какую литературу требуется изучить, на какие курсы важно ходить и на какие каналы в социальных медиа можно подписаться, чтобы найти мастеров в этой отрасли.
Можно подумать над тем, как упростить подготовку к поступлению в профильный вуз или колледж? Возможно, станет очевидно, что нужно записаться на курсы при образовательном учреждении или начать готовиться к конкретной олимпиаде.
Можно обсудить, что ребёнок будет делать после учёбы в колледже или вузе? Как он найдёт работу? Стоит заглянуть в ближайшее будущее и посмотреть, как уже молодой специалист сможет трудоустроиться после колледжа или вуза. В этом могут помочь, например, сайты вакансий — они предоставляют реальный список требований и зарплат по выбранному направлению.
Родитель может принять участие в выборе предметов для сдачи ЕГЭ и профессиональных проб.
Полезно рассмотреть несколько альтернативных сценариев. Что будет, если ребёнок не поступит в желаемый вуз или колледж? Возможно, стоит рассмотреть запасной вариант образовательного учреждения или лучше подготовиться к поступлению в следующем году. Слово педагога: Большое спасибо за ваше обсуждение! На профориентационных занятиях мы точно так же обсуждаем с ребятами важные темы. Мы поддерживаем их рассуждения. В старшей школе подростки уже понимают свои предпочтения и интересы, но в силу возраста у них могут складываться неверные представляет об отраслях или профессиях. Наша задача — вооружить старшеклассников инструментами, которые помогут отыскать верный путь.
Занятия помогут им увидеть свои сильные и слабые стороны и «примерить» на себя интересные специальности. Более того, занятия смогут дать картину того, как можно развиваться в интересных направлениях — какие программы и учебные заведения существуют, как можно записаться на подготовительные курсы, стажировки и дни открытых дверей и, самое важное, какие знания там получить. Всё вместе это поможет сформировать полную картину и не разочароваться в будущем выборе, потому что ребята смогут точно понимать рабочие обязанности того или иного специалиста. Таким образом, наша задача — научить смотреть на рынок труда реально, оценивать свои возможности и осознанно выбирать любимое дело.
Блок 2: ЕМП и план работы в школе на учебный год
Презентация ЕМП (2024-2025)
Слово педагога: А теперь я более подробно расскажу, как будет проходить наша с ребятами профориентационная работа.
Презентация планов на учебный год:
Структура курса и основные направления профориентационной работы
Слово педагога: Еженедельно в школах всей страны проходят занятия в рамках курса
«Россия — мои горизонты». Этот курс введён для всех, кто учится в 6–11 классах. В этом году ребят ждут новые, усовершенствованные 34 занятия, то есть проходить они будут раз в неделю. Также стоит отметить, что курс представляет из себя не хаотичный набор различных тем, а логичную последовательность из занятий разных форматов. 20 занятий посвящены изучению различных отраслей экономики. 8 практико-ориентированных занятий помогут лучше познакомиться с работой конкретных специалистов различных отраслей. Также для ребят подготовлены занятия на развитие важных компетенций, самопознание и определение личных целей и путей их достижения.
Возрастное деление и задачи для каждой возрастной группы
Слово педагога: При этом каждое занятие адаптировано под разные возрастные группы. 6-7 класс — это только начало профориентационного пути. В этом случае основной акцент делается на интересах и склонностях, слабых и сильных сторонах. Наша цель — не
перегрузить ребёнка сложной информацией, а заинтересовать и дать общее представление о самых разных сферах.
Для 8-9 класса уже открываются новые возможности: в этом возрасте дети проявляют более прицельный интерес к профессиям, интересуются организациями профессионального образования, задумываются, куда пойти после 9-го класса, какие предметы выбирать для сдачи ОГЭ. На этом этапе важно помочь ребёнку с выбором подготовительных курсов и профиля обучения, а также с выбором уровня образования. Также важно начать изучение рынка труда и принципов выбора профессии.
В 10-11 классе школьники выбирают профессиональное направление и учебное заведение. Их волнует поступление в вуз или колледж и все связанные с этим вопросы. Каждый из них понимает, какой важный выбор им предстоит сделать. На этом этапе стоит поддержать выпускника, снизить уровень тревожности и рассмотреть вместе с ним несколько альтернативных сценариев образовательных и профессиональных треков.
Разнообразные форматы занятий, мероприятий и изучения материалов
Слово педагога: Наши занятия будут включать в себя различные видеоролики: интервью со специалистами, репортажи с предприятий и видеоэкскурсии, интерактивное взаимодействие с героями роликов. Также наша работа предполагает большое количество интересных игр, активностей, групповой работы и, конечно, обсуждений. В начале года ребята уже поставили себе цели, и мы будем планомерно идти к их достижению.
Одна из наших приоритетных задач — научиться смотреть на отрасли и профессии в них с разных сторон, видеть не только плюсы, но и минусы. Осознавать, какие знания и личные качества особенно важны, чтобы реализоваться в том или ином направлении. И делать выводы применительно к себе. Что именно в том или ином направлении мне подходит или не подходит? Где я вижу больше плюсов?
Инструменты для родителей
Слово педагога: На сайте «Билет в будущее» есть раздел для родителей. На bvbinfo.ru/for- parents вы найдёте:
Статьи для родителей, написанные профориентологами.
Они раскрывают основные вопросы профориентации подростков. Например: как выбрать между колледжем и вузом? Как помочь подростку при выборе профессии? Какие профессии и навыки будут востребованы в ближайшем будущем?
Профориентационные «семейные тесты» для родителя и ребёнка.
Они нацеливают на поиск совместных решений. «Семейный тест» предполагает участие родителя и подростка: подросток отвечает на вопросы о себе, а родитель — о своем ребёнке. Курс «Родитель в теме».
Поможет построить дорожную карту поддержки в выборе профессии и образования и снизит тревожность за будущее ребёнка.
Это восемь часов теории и четыре часа практики, за которые вы получите знания и инструменты, необходимые для поддержки профессионального самоопределения ребёнка в современном мире.
Родительские сценарии
Вы получите:
информацию о том, как часто вы действуете по тому или иному сценарию, сильные стороны такого посыла в ситуации выбора профессии и риски;
рекомендации — чем вы могли бы дополнить ваши действия, чтобы помочь ребёнку принять взвешенное решение о выборе профессии;
оценку плюсов вашего сценария и их применение;
информацию о том, как избегать ошибок во взаимодействии с детьми в ситуации выбора профессии.
Дополнительно можно осветить следующие темы:
Профпробы, профобучение, предпрофессиональные и профильные классы
В рамках реализации профпробы участники последовательно знакомятся с профессиональными компетенциями и выполняют практическое задание под руководством наставника, получая от него обратную связь по итогам работы. Рассказать, какие профпробы запланированы у класса в этом году (8–11 классы).
Диагностики
Все обучающиеся в рамках курса смогут пройти диагностики, которые позволят им увидеть свои сильные стороны и цели, которые они могут себе поставить. Диагностики покажут не только индивидуальные параметры: какие интересы выявлены наиболее ярко, какие направления образования и профессиональной деятельности могут оказаться подходящими, но и помогут обучающимся сравнить свои показатели с показателями ровесников по всей стране — и увидеть свои особенности.
Связь с уроками труда
С этого года школьные уроки труда также будут связаны с профориентацией и позволят ребятам прикоснуться к профессиональным задачам в самых разных направлениях.
Слово педагога: Спасибо за внимание.